Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Старая Москва на рисунках Аполлинария Михайловича Васнецова

Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, Румянцевский читальный зал отдела рукописей РГБ
с 15 июля по 10 августа 2016 года
по читательскому билету РГБ

В Ру­мян­цев­ском читальном за­ле До­ма Паш­ко­ва про­хо­дит вы­став­ка, ко­то­рая мо­жет за­ин­те­ре­со­вать сра­зу мно­гих. Стар­ше­класс­ни­ки, для ко­то­рых пред­мет «Моск­во­ве­де­ние» стал от­прав­ной точ­кой изу­че­ния род­но­го го­ро­да, сту­ден­ты-ис­то­ри­ки, кра­е­ве­ды, лю­ди, не­рав­но­душ­ные к ис­то­рии Моск­вы, — каж­дый най­дет для се­бя что-то но­вое, важ­ное на вы­став­ке «Ста­рая Москва на ри­сун­ках Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва. К 160-ле­тию со дня рож­де­ния ху­дож­ни­ка» .


Заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности
Наталья Юрьевна Самойленко и заведующий отделом рукописей РГБ Виктор Фёдорович Молчанов .
Открытие выставки. РГБ, Дом Пашкова, каталожная отдела рукописей, 15.07.2016.
Фото: Мария Колосова / РГБ

Апол­ли­на­рий Вас­не­цов, млад­ший брат из­вест­ней­ше­го рус­ско­го ху­дож­ни­ка Вик­то­ра Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва (мы зна­ем его по кар­ти­нам «Ви­тязь на рас­пу­тье», «Алё­нуш­ка», «Иван-ца­ре­вич на Се­ром Вол­ке», «Бо­га­ты­ри») ро­дил­ся 6 ав­гу­ста (25 июля по ста­ро­му сти­лю) 1856 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка в се­ле Ря­бо­во под Вят­кой (ны­не Ки­ров­ская об­ласть). В три­на­дцать лет маль­чик остал­ся круг­лым си­ро­той.

Он по­лу­чал об­ра­зо­ва­ние в ду­хов­ной се­ми­на­рии, но стар­ший брат, в то вре­мя уже сту­дент Пе­тер­бург­ской ака­де­мии ху­до­жеств, опла­тил млад­ше­му част­ные уро­ки жи­во­пи­си. Пер­вым учи­те­лем Апол­ли­на­рия Вас­не­цо­ва стал со­слан­ный в Вят­ку поль­ский ху­дож­ник Ми­хал Эль­ви­ро Ан­д­риол­ли. В кон­це 1870-х го­дов Апол­ли­на­рий пе­ре­би­ра­ет­ся к бра­ту в Моск­ву.

Уже в 1883 го­ду про­из­ве­де­ния Вас­не­цо­ва-млад­ше­го пред­став­ле­ны на экс­по­зи­ци­ях пе­ре­движ­ни­ков — То­ва­ри­ще­ства пе­ре­движ­ных ху­до­же­ствен­ных вы­ста­вок. Мо­ло­до­го ху­дож­ни­ка при­зна­ют — ме­це­нат Па­вел Ми­хай­ло­вич Тре­тья­ков при­об­ре­та­ет для сво­ей га­ле­реи кар­ти­ну «Се­рый день» («Се­рень­кий де­нёк»).

Ан­на Ев­ге­ньев­на Ро­ди­о­но­ва, глав­ный ар­хи­вист от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ, ку­ра­тор вы­став­ки, го­во­рит, что фо­то­гра­фий Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча по­чти не со­хра­ни­лось. За­то дру­зья-ху­дож­ни­ки за­пе­чат­ле­ли его на сво­их кар­ти­нах. Илья Ефи­мо­вич Ре­пин изоб­ра­зил Апол­ли­на­рия сре­ди пев­чих на кар­ти­не «Крест­ный ход в Кур­ской гу­бер­нии», а Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Не­сте­ров на­пи­сал с не­го этюд к кар­ти­не «Юность пре­по­доб­но­го Сер­гия».

В на­ча­ле ХХ ве­ка в твор­че­стве рус­ских ху­дож­ни­ков ста­ли по­пу­ляр­ны мо­ти­вы рус­ской ста­ри­ны: ис­то­рии, бы­та, фольк­ло­ра, по­все­днев­ной жиз­ни и празд­ни­ков. В пол­ной ме­ре это от­но­сит­ся и к ра­бо­там Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва. Ин­те­рес к об­ли­ку ста­рой Моск­вы и же­ла­ние как мож­но точ­нее пе­ре­дать его в сво­их про­из­ве­де­ни­ях по­тре­бо­вал се­рьез­ных ис­сле­до­ва­ний. Ин­те­рес пе­ре­шел в глу­бо­кую на­уч­ную ра­бо­ту.


Анна Евгеньевна Родионова , главный архивист отдела рукописей РГБ, проводит экскурсию по выставке
для студентов Школы исторических наук Высшей школы экономики.
Открытие выставки.
РГБ, Дом Пашкова, Румянцевский читальный зал отдела рукописей РГБ, 15.07.2016.
Фото: Мария Колосова / РГБ

Вско­ре Апол­ли­на­рий Вас­не­цов сде­лал­ся на­сто­я­щим зна­то­ком древ­ней сто­ли­цы. Он пре­вра­ща­ет­ся в ис­то­ри­ка, кра­е­ве­да, ар­хео­ло­га, не пе­ре­ста­вая быть пре­крас­ным ху­дож­ни­ком. Вас­не­цов изу­ча­ет ста­рин­ные кар­ты, вос­по­ми­на­ния, от­че­ты о рас­коп­ках, и на их ос­но­ва­нии вос­про­из­во­дит об­лик Моск­вы вре­мен Ива­на Ка­ли­ты и Ива­на Гроз­но­го, бы­то­вые сце­ны и на­род­ные празд­ни­ки ушед­ших ве­ков.

14 де­каб­ря 1909 года при Им­пе­ра­тор­ском мос­ков­ском ар­хео­ло­ги­че­ском об­ще­стве бы­ла ос­но­ва­на Ко­мис­сия «Ста­рая Москва», изу­ча­ю­щая па­мят­ни­ки ста­ри­ны и ста­ра­ю­ща­я­ся со­хра­нить их в пер­во­здан­ном ви­де, не до­пу­стить раз­ру­ше­ния и уни­что­же­ния ар­хи­тек­тур­ных и ис­то­ри­че­ских цен­но­стей. К 1917 го­ду Ко­мис­сия пре­вра­ти­лась в круп­ное и по­пу­ляр­ное на­уч­но-кра­е­вед­че­ское об­ще­ство. В 1918 го­ду Апол­ли­на­рий Ми­хай­ло­вич Вас­не­цов воз­гла­вил это об­ще­ство. И он сам, и дру­гие чле­ны Ко­мис­сии вы­сту­па­ли с до­кла­да­ми, рас­ска­зы­ва­ю­щи­ми об осо­бен­но­стях ар­хи­тек­ту­ры, гра­до­стро­и­тель­ства и усло­вий жиз­ни Моск­вы.

Ко­мис­сия по изу­че­нию ста­рой Моск­вы ста­ла од­ной из сек­ций Мос­ков­ско­го об­ласт­но­го бю­ро кра­е­ве­де­ния. Ра­бо­та ее про­дол­жа­лась до 1938 го­да, ко­гда бю­ро бы­ло рас­фор­ми­ро­ва­но, а мно­гие его чле­ны ре­прес­си­ро­ва­ны. До­ку­мен­ты — до­кла­ды, фо­то­гра­фии и ри­сун­ки — бы­ли пе­ре­да­ны в Го­су­дар­ствен­ную пуб­лич­ную биб­лио­те­ку СССР им. В. И. Ле­ни­на (сей­час — Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка).

Вы­став­ка в чи­таль­ном за­ле До­ма Паш­ко­ва уни­каль­на: впер­вые от­дел ру­ко­пи­сей РГБ пред­став­ля­ет на экс­по­зи­ции до­кла­ды и ри­сун­ки Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва в пол­ном объ­е­ме. На вы­став­ке они груп­пи­ру­ют­ся по раз­де­лам: «Мо­сты ста­рой Моск­вы», «Об­ще­ствен­ные ба­ни в Москве», «Баш­ни Моск­вы», «Мос­ков­ские во­ро­та», «Пла­ны Моск­вы по ри­сун­кам ино­стран­ных пу­те­ше­ствен­ни­ков». Их со­про­вож­да­ют до­кла­ды ху­дож­ни­ка: «Об­ще­ствен­ные ба­ни в Москве XVII ве­ка», «Се­ми­вер­хая баш­ня Бе­ло­го го­ро­да и при­ле­га­ю­щие к ней мест­но­сти», «Мо­сты ста­рой Моск­вы» и дру­гие.


А. М. Васнецов. Рисунки: 1) Тверские и Петровские ворота (Сигизмундовский план, 1610);
2) Петровские ворота (Мериани, 1638). [1920-е гг.]. ОР РГБ, Ф. 177, к. 40, ед. хр. 46

Вы­сту­пая на от­кры­тии вы­став­ки, Вик­тор Фёдо­ро­вич Мол­ча­нов, за­ве­ду­ю­щий от­де­лом ру­ко­пи­сей РГБ, рас­ска­зал, как по ри­сун­кам и пред­по­ло­же­ни­ям Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча, ос­но­ван­ным на глу­бо­ком зна­нии ис­то­рии и бы­та древ­ней Моск­вы, ра­бо­та­ли ар­хео­ло­ги — и рас­коп­ки при­нес­ли ре­зуль­та­ты. «Твор­че­ский по­иск ху­дож­ни­ка, его ги­по­те­зы по­лу­чи­ли ма­те­ри­аль­ное под­твер­жде­ние», — ска­зал Вик­тор Фёдо­ро­вич.

«Каж­дое при­кос­но­ве­ние к на­сто­я­ще­му до­ку­мен­ту — путь к но­вым от­кры­ти­ям!» — об­ра­ти­лась На­та­лья Юрьев­на Са­мой­лен­ко, за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра по внеш­ним свя­зям и вы­ста­воч­ной де­я­тель­но­сти, к го­стям вы­став­ки — сту­ден­там Шко­лы ис­то­ри­че­ских на­ук Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки. На­та­лья Юрьев­на при­гла­си­ла бу­ду­щих ис­то­ри­ков про­дол­жить на­уч­ную ра­бо­ту со­труд­ни­ков от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ и раз­вить те­мы, толь­ко обо­зна­чен­ные до­ку­мен­та­ми и ри­сун­ка­ми экс­по­зи­ции.

Как вы­гля­де­ла Се­ми­вер­хая баш­ня? Что в XVII ве­ке рас­по­ла­га­лось на ме­сте со­вре­мен­но­го Ка­мен­но­го мо­ста? Что та­кое «Лу­бя­ной торг на Тру­бе»? Чем ин­те­рес­ны Спас­ские во­дя­ные во­ро­та Ки­тай-го­ро­да? От­ве­ты на эти и дру­гие во­про­сы вы най­де­те на ри­сун­ках ху­дож­ни­ка, уче­но­го и кра­е­ве­да Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва.

Ра­бо­ты Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва вы най­де­те в ар­хив­ном фон­де Мос­ков­ско­го об­ласт­но­го на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го бю­ро кра­е­ве­де­ния . А в при­ла­га­е­мом спис­ке пе­ре­чис­ле­ны до­ку­мен­ты и ри­сун­ки, пред­став­лен­ные на экс­по­зи­ции.

В 2011 году к 155-летию со дня рождения академика жи­во­пи­си Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва из­да­тель­ством «Флэйм-Пресс» сов­мест­но с Рос­сий­ской го­су­дар­ст­вен­ной биб­ли­о­те­кой бы­ла вы­пу­ще­на кни­га «Древ­няя Мос­ква», в ко­то­рой впер­вые в пол­ном объе­ме опуб­ли­ко­ван уни­каль­ный ком­плекс до­ку­мен­тов, хра­ня­щих­ся в от­де­ле ру­ко­пи­сей РГБ и пред­став­ля­ю­щих твор­чес­кое на­сле­дие Aпол­ли­на­рия Вас­не­цо­ва (сос­та­ви­те­ли: В. Ф. Молчанов, О. Л. Соломина, А. Е. Родионова).


Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856—1933). Древняя Москва : автолитографии / А. Васнецов. —
[Москва] : Берендеи, [192-] (Тип. М. С. Н. Х.). — [10] отд. л. ил. : цв. ил. в папке; 25 х 34 см.
ИЗО РГБ, шифр хранения: Z 72/104

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться